В итоге решено выехать 2-го рано утром. Из культурной программы это посещение Саяно-Шушенской ГЭС, музея в Шушенском, Саянский (сотый) перевал.
Ну а из джиперских мероприятий - попытка пройти в Междуреченск из Бирикчуля через Ортон. Летом эта дорога вполне проезжабельна для 4x4 транспорта.
А вот зимой проехать желающих нет. Ибо снега много. Но эта зима давала нам шанс - аномально мало снега везде. 45км нечищеной дороги, позволили бы вдвое сократить наш маршрут.
И так старт.
Нитка маршрута Новосибирск - Промышленная - Кемерово - Верх-чебула - Тисуль - Шарыпово - Ужур - Новоселово - Абакан - Аскиз - Бирикчуль. Чуть больше тысячи км.
Температура за бортом скачет. Выехали -10. Кемеровская область -20. Потом опять потепление.

Первая остановка в Верх-Чебуле. Уходим с федералки М53. Пытаемся срезать 200км, чтобы выйти к Новоселово на федералку М54.
В форумах много дебатов. Нужно ехать через Тисуль или нет. Сейчас вопросов быть не должно - ехать. Новый мост через р. Урюп, построенный в ноябре, снял эту неопределенность. Гравийки там немного, в основном асфальт.
Трафик в разы ниже чем на федералке.
Новый мост на границе Кемеровской области и Красноярского края

Остановились на озере Инголь

Березовская ГРЭС и водохранилище. Огромное количество рыбаков

Подъезжаем к Хакасии. Темнеет

Перед Абаканом стоит жесткий туман. Видимость метров 50. Вся машина покрывается инеем.

Антенны тоже обрастают инеем и на скорости выше 80 начинают очень сильно гудеть. Впервые слышали такое. Шутили, что теперь идем с сиренами.
Только к девяти вечера добрались до Бирикчуля. Там нас встретили, разместили. Ужин и спать.
Утром было решено сделать пешую прогулку по округе. Нарулись в предыдущий день. За бортом где-то -25. В тени прохладно, на солнце лепота.



Отмахали почти 10км. Пообщались с местными. Выяснили нужную нам информацию.
Вечером шашлычок под коньячок.

А пока он жарится осваивали новый Димин штатив. Фотки ночного Бирикчуля




На следующий день решено ехать на Саянский перевал. Посмотреть с высоты на Тыву

По пути несколько перевалов, верхушки которых напоминают Чике-таман





Общение с местными жиперами

Подъем на Саянский перевал. Подъем чем-то напомнил перевал в Киргизии - Калмак-Ашуу. Только тот на 1000м повыше.

А вот и Саянский перевал. Обратите внимание на высоты, указанные на стеллах. Растет зараза :)




Групенфото

Тува

Следующий день поездка на СШ ГЭС, село Шушенское, Минусинск и Абакан.
Подъезжаем к Саяногорску



А вот ГЭС


Памятник строителям

А вот и Шушенское
Мемориальный музей заповедник - Сибирская ссылка В.И.Ленина


Это банька где Ильич парился

На этой машинке Наденька рукодельничала

Чайку батенька?

Прибой пытается повторить жест вождя

Сейчас музей не только про Ленина, но и про быт тех времен. Экскурсия интересная, но длиная - 1.5 часа.




Минусинск



В Абакане были уже по темноте. Купили там нативного пива Абаканского и поехали на базу.
День жиперский. Идем разведкой в Усть-веселый и смотрим дорожку в сторону Ортона.
Дорожка от Бирикчуля в Усть-веселый лежит через Вершину Тёи. Это такой поселок, на высоте почти 1км. Все дороги между тутошними поселками проходят через эту Вершину.


Добравшись до Усть-веселого (указатель на него есть, а самого населенного пункта нет), одеваем цепи, сдуваем колеса



Снега тут уже не 10см как в Бирикчуле, а 40-50см.
Колея быстро заканчивается и остаются только следы снегохода

80-ку на сдутых колесах пускаем первой. Жаль, что у меня были 32" колеса. На 35" было бы много веселее.


В целом по ровному машина идет хорошо. А вот подъемы приходится пробивать. Сильно мешала застывшая колея снегохода.
Т.к. впереди нас ждал подъем на перевал, решили, что коробки машинам гробить не будем. Нужно машин побольше. Пока одна пробивает дорогу, остальные идут по следам и остывают. Разведку завершили и развернулись в сторону дома.


Седьмого слегка покатались по окрестностям. Навели порядок в доме, который снимали. А утром восьмого старт домой.