Монголия 2012. Дороги коня ветра.
Добавлено: 31 авг 2012, 16:42
Попробую в режиме он-лайн сделать публикацию. Может это сподвигнет меня на более быстрое написание отчета
На вопросы, если возникнут буду отвечать по ходу. Если Мираж что поправит - попадет в окончательную редакцию. Итоговый вариант отчета утащу к себе на сайт. Итак ...
Ну, в Монголию мы собирались уже несколько лет. Как минимум два, а то и три года. В прошлом уже было практически собрались, да напугал нас топливный кризис в Монголии. Планы поменяли и одни поехали на Тянь-Шань, другие на Алтай. Но в этом году решили точно – едем. Оттягивать то уже некуда.
Прошлогодние поездки ОРМа, нынешнегодние поездки Артема на Лапокрузере и многочисленные отчеты других автопутешественников придавали силы. В качестве чернового варианта был взят прошлогодний лайт-маршрут ОРМа «В страну золотого Соёмбо». Поговорили с участниками, взяли треки. Списались с Артёмом, получили от него также треки и ценные указания. Уложили все свои пожелания в свои же сокращенные сроки.
Вчерне маршрут стал выглядеть так:
1. Новосибирск – Ташанта. 926км по АТИ.СУ
2. Ташанта – граница - Цаган-Нур - перевал Оботын-Даба - Улгий (обмен, пропуска в погранзону) - Улан-Хус. Порядка 200км. Как вариант, при долгом оформлении пропусков – ночевка на реке Кобдо-гол возле Улгия.
3. Улан-Хус – Ойгур – пер.Кок-Майнак – Джалгаз-Толгой – пер.Монгол-Голын-Даба – река Цаган-Гол – подход под г.Найрамдал (нац.парк Алтай-Тован-Богд). Порядка 150км
4. река Цаган-Гол – оз.Их-Хаг-Нур – оз.Цаган-Нур – оз.Хотон-Нур. Порядка 170км
5. Дневка
6. оз.Хотон-Нур – р.Годон-Гол (погранпункт) – пер.Тикашаны-Хотол-Даба – Буянт (заправка, магазин, вода) – оз.Том-Нур. Порядка 230км
7. оз.Том-Нур – Толбо – пер.Буратын-Даба – пер.Хашани-Даба – Баян-Энгэр – Хонго – пер.Хату-Хутэл-Даба – Ховд (Кобдо) – вал ЧингисХана – Мянгад – оз.Хара-Ус-Нур (заповедник) – Дэргэн (дацан) - оз.Хара-Нур – р.Дзабхан-Гол (рыбалка). Порядка 380км
8. р.Дзахан-Гол – Таван-Толгой – Дзабхан-Мандал (заправка, магазин, вода) – Эрдэнэ-Хайрхан – воронка в песках Нарийн-Голын-Элс - озХара-Нур Порядка 300км
9. Дневка
10. оз.Хара-Нур – воронка в песках Нарийн-Голын-Элс - Дзабхан-Мандал - р. Хунгий-Гол. Порядка 190км
11. р. Хунгий-гол – Ургамал – оз-Хяргас-Нур Порядка 170 км
12. оз.Хяргас-Нур – Наран-Булак - Улангом – оз.Увс-Нур. Порядка 200км
13. Увс-Нур - Улангом – пер.Улан-Даба – оз.Урэг-Нур – пер.Оготор-Хамар-Даба - Бух-Мурэн – Ногон-Нур – Цаган-Нур – Ташанта. Примерно 270 км
14. Ташанта – Новосибирск. 926 км
Итого, мы планировали уложиться в краткий двухнедельный отпуск и покрыть примерно 4200-4300 км, в том числе более 2000 км по Монголии. Значимыми пунктами этого путешествия должны были стать Монгольский Алтай с озерами Хотон-Нур и Хурган-Нур, Котловина Больших Озер (Хара-Ус-Нур, Хара-Нур, Хяргас-Нур), пустыня Монгол-Элс с барханами и «блуждающими» речками, конечно планировалось выделить время и рыбалке.
Стали собирать команду. Предложений участвовать в экспедиции было сделано несколько. Однако, «несмотря на», кроме двух стандартных экипажей Toyota Hilux Surf 185 (Прибой, Волна, Ручей), Toyota Land Cruiser 80 (Мираж, Фиалка) никого в попутчики найти не смогли. Надо признать, что причины у всех были разные, но все, без исключения, уважительные.
Визами в Монголию и пропусками в Национальные парки занялись в начале июня. Оформили все через компанию Альтаир-Тур. Документы они все приняли в Новосибирске, отправили в Москву для оформления, обратно прислали уже паспорта с визами. С монгольской стороны партнером Альтаир-Тура выступала компания Blue Wolf во главе с известным уже многим Канатом.
Надо отметить, что последние две недели перед поездкой пытался решить вопрос установки второго бака, так как наличие подходящего бензина на всем протяжении пути в Монголии представлялось проблемным. Однако вопрос до конца решен не был (в основном из-за катастрофической нехватки времени) и на багажнике поселились три канистры по 20 литров, которые с разной интенсивностью использовались в поездке. Вопрос наличия бензина в Монголии и его качества буду освещать по ходу.
Итак, старт …
10.08.2012
Датой старта выбрали именно 10-е, пятницу. Идея – добраться за пятницу до границы с тем, чтобы в субботу с утра перейти ее. Из общения с Артёмом было известно, что в воскресенье погранпереход не работает, да и вообще – граница там работает, как обычное госучреждение с 9.00 до 18.00, обед 13-14, выходные дни - воскресенья и в государственные праздники наши и монгольские.
С утра выехали в 6.00, в 11.00 проезжали Бийск, примерно в половине первого были уже в Сростках. С утра погода была не очень – туман, дождь. Лишь к Республике Алтай небо разъяснилось и обзор окружающей действительности стал доставлять удовольствие. Однако нам было в основном не до обозревания окрестностей. Покрыть за день почти тысячу километров на перегруженных внедорожниках – дело нешуточное.
По дороге, в районе Бийска и далее по дороге стали обгонять подготовленные внедорожники с итальянскими номерами. Встречались они группами по две – три машины и поначалу мы немного беспокоились, что вся эта колонна в результате окажется перед нами в очереди на прохождение границы. Однако после обзорной площадки Чике-Тамана, где нам попались последние из этой колонны «итальянцев» два Мерседеса-Унимога, мы их встречать перестали, да и позже, на границе, мы также никакой очереди не обнаружили.
Кроме итальянцев достаточно много встречали и других иностранцев, в частности колонну мотоциклистов и даже, вроде бы, участников Монгол-Ралли. Около 18.00 прошли Акташ, а уже в 20.05 подкатили к Ташанте, предварительно залив все имеющиеся емкости и баки до полного в Кош-Агаче.
Надо сказать, что теперь на трассе Кош-Агач – Ташанта, сразу после Кош-Агача, теперь стоит погранпост и проверяют легитимность нахождения в погранзоне. Нам для проезда хватило показать монгольские визы в паспортах.
Перед воротами погранперехода мы обнаружили только одну машину с казахскими номерами и в ней 4 или 5 человек. Поговорив с пареньком-казахом, выяснили, что они не успели до закрытия буквально несколько минут и теперь будут ночевать здесь.
Пристроившись за ними в рядок, решили ночевать здесь же и мы. Туалеты обнаружили в нескольких десятках метров, мусорный бак тоже. А больше нам ничего особенно и не нужно было. Разложили в машинах спальники, пожарили припасенное из дома мясо, почаевничали и разошлись на ночевку.
Продолжение следует ...
На вопросы, если возникнут буду отвечать по ходу. Если Мираж что поправит - попадет в окончательную редакцию. Итоговый вариант отчета утащу к себе на сайт. Итак ...
Ну, в Монголию мы собирались уже несколько лет. Как минимум два, а то и три года. В прошлом уже было практически собрались, да напугал нас топливный кризис в Монголии. Планы поменяли и одни поехали на Тянь-Шань, другие на Алтай. Но в этом году решили точно – едем. Оттягивать то уже некуда.
Прошлогодние поездки ОРМа, нынешнегодние поездки Артема на Лапокрузере и многочисленные отчеты других автопутешественников придавали силы. В качестве чернового варианта был взят прошлогодний лайт-маршрут ОРМа «В страну золотого Соёмбо». Поговорили с участниками, взяли треки. Списались с Артёмом, получили от него также треки и ценные указания. Уложили все свои пожелания в свои же сокращенные сроки.
Вчерне маршрут стал выглядеть так:
1. Новосибирск – Ташанта. 926км по АТИ.СУ
2. Ташанта – граница - Цаган-Нур - перевал Оботын-Даба - Улгий (обмен, пропуска в погранзону) - Улан-Хус. Порядка 200км. Как вариант, при долгом оформлении пропусков – ночевка на реке Кобдо-гол возле Улгия.
3. Улан-Хус – Ойгур – пер.Кок-Майнак – Джалгаз-Толгой – пер.Монгол-Голын-Даба – река Цаган-Гол – подход под г.Найрамдал (нац.парк Алтай-Тован-Богд). Порядка 150км
4. река Цаган-Гол – оз.Их-Хаг-Нур – оз.Цаган-Нур – оз.Хотон-Нур. Порядка 170км
5. Дневка
6. оз.Хотон-Нур – р.Годон-Гол (погранпункт) – пер.Тикашаны-Хотол-Даба – Буянт (заправка, магазин, вода) – оз.Том-Нур. Порядка 230км
7. оз.Том-Нур – Толбо – пер.Буратын-Даба – пер.Хашани-Даба – Баян-Энгэр – Хонго – пер.Хату-Хутэл-Даба – Ховд (Кобдо) – вал ЧингисХана – Мянгад – оз.Хара-Ус-Нур (заповедник) – Дэргэн (дацан) - оз.Хара-Нур – р.Дзабхан-Гол (рыбалка). Порядка 380км
8. р.Дзахан-Гол – Таван-Толгой – Дзабхан-Мандал (заправка, магазин, вода) – Эрдэнэ-Хайрхан – воронка в песках Нарийн-Голын-Элс - озХара-Нур Порядка 300км
9. Дневка
10. оз.Хара-Нур – воронка в песках Нарийн-Голын-Элс - Дзабхан-Мандал - р. Хунгий-Гол. Порядка 190км
11. р. Хунгий-гол – Ургамал – оз-Хяргас-Нур Порядка 170 км
12. оз.Хяргас-Нур – Наран-Булак - Улангом – оз.Увс-Нур. Порядка 200км
13. Увс-Нур - Улангом – пер.Улан-Даба – оз.Урэг-Нур – пер.Оготор-Хамар-Даба - Бух-Мурэн – Ногон-Нур – Цаган-Нур – Ташанта. Примерно 270 км
14. Ташанта – Новосибирск. 926 км
Итого, мы планировали уложиться в краткий двухнедельный отпуск и покрыть примерно 4200-4300 км, в том числе более 2000 км по Монголии. Значимыми пунктами этого путешествия должны были стать Монгольский Алтай с озерами Хотон-Нур и Хурган-Нур, Котловина Больших Озер (Хара-Ус-Нур, Хара-Нур, Хяргас-Нур), пустыня Монгол-Элс с барханами и «блуждающими» речками, конечно планировалось выделить время и рыбалке.
Стали собирать команду. Предложений участвовать в экспедиции было сделано несколько. Однако, «несмотря на», кроме двух стандартных экипажей Toyota Hilux Surf 185 (Прибой, Волна, Ручей), Toyota Land Cruiser 80 (Мираж, Фиалка) никого в попутчики найти не смогли. Надо признать, что причины у всех были разные, но все, без исключения, уважительные.
Визами в Монголию и пропусками в Национальные парки занялись в начале июня. Оформили все через компанию Альтаир-Тур. Документы они все приняли в Новосибирске, отправили в Москву для оформления, обратно прислали уже паспорта с визами. С монгольской стороны партнером Альтаир-Тура выступала компания Blue Wolf во главе с известным уже многим Канатом.
Надо отметить, что последние две недели перед поездкой пытался решить вопрос установки второго бака, так как наличие подходящего бензина на всем протяжении пути в Монголии представлялось проблемным. Однако вопрос до конца решен не был (в основном из-за катастрофической нехватки времени) и на багажнике поселились три канистры по 20 литров, которые с разной интенсивностью использовались в поездке. Вопрос наличия бензина в Монголии и его качества буду освещать по ходу.
Итак, старт …
10.08.2012
Датой старта выбрали именно 10-е, пятницу. Идея – добраться за пятницу до границы с тем, чтобы в субботу с утра перейти ее. Из общения с Артёмом было известно, что в воскресенье погранпереход не работает, да и вообще – граница там работает, как обычное госучреждение с 9.00 до 18.00, обед 13-14, выходные дни - воскресенья и в государственные праздники наши и монгольские.
С утра выехали в 6.00, в 11.00 проезжали Бийск, примерно в половине первого были уже в Сростках. С утра погода была не очень – туман, дождь. Лишь к Республике Алтай небо разъяснилось и обзор окружающей действительности стал доставлять удовольствие. Однако нам было в основном не до обозревания окрестностей. Покрыть за день почти тысячу километров на перегруженных внедорожниках – дело нешуточное.
По дороге, в районе Бийска и далее по дороге стали обгонять подготовленные внедорожники с итальянскими номерами. Встречались они группами по две – три машины и поначалу мы немного беспокоились, что вся эта колонна в результате окажется перед нами в очереди на прохождение границы. Однако после обзорной площадки Чике-Тамана, где нам попались последние из этой колонны «итальянцев» два Мерседеса-Унимога, мы их встречать перестали, да и позже, на границе, мы также никакой очереди не обнаружили.
Кроме итальянцев достаточно много встречали и других иностранцев, в частности колонну мотоциклистов и даже, вроде бы, участников Монгол-Ралли. Около 18.00 прошли Акташ, а уже в 20.05 подкатили к Ташанте, предварительно залив все имеющиеся емкости и баки до полного в Кош-Агаче.
Надо сказать, что теперь на трассе Кош-Агач – Ташанта, сразу после Кош-Агача, теперь стоит погранпост и проверяют легитимность нахождения в погранзоне. Нам для проезда хватило показать монгольские визы в паспортах.
Перед воротами погранперехода мы обнаружили только одну машину с казахскими номерами и в ней 4 или 5 человек. Поговорив с пареньком-казахом, выяснили, что они не успели до закрытия буквально несколько минут и теперь будут ночевать здесь.
Пристроившись за ними в рядок, решили ночевать здесь же и мы. Туалеты обнаружили в нескольких десятках метров, мусорный бак тоже. А больше нам ничего особенно и не нужно было. Разложили в машинах спальники, пожарили припасенное из дома мясо, почаевничали и разошлись на ночевку.
Продолжение следует ...